2007

Декабрь 2007

Год Крысы

Наступает Год Крысиный.

Человек!

Не будь разиней!

Эй, народ!

Крысиный год —

Это крыс рекламный ход.

Лгут тебе, наивный рашен,

Что, мол, Крыс совсем не страшен.

Крысе на слово не верь!

Крыса — злой, коварный зверь.

Врут, что с Крысою стабильно,

И уютно, и обильно.

Ложь! Девиз один у крыс:

Увидал, украл и сгрыз.

Крыс на празднике крысином

Угостим-ка керосином!

А шампанским, люди, мы

Будем чокаться с людьми!

 

Октябрь 2007

Со 2 по 5 октября в павильоне 69 ВВЦ состоялась ежегодная выставка отечественного программного обеспечения Softool. Вот уже в девятый раз, начиная с дефолтного 98–го, наша компания представляла на этой выставке свои программные продукты, входящие в состав интегрированного пакета программ ЮристОфис™. В этом году вниманию посетителей выставки была также предложена новая, радикально переработанная версия информационной системы Клиент.

Нашу продукцию, представленную на крошечном стенде А 25, не рекламировали экстравагантные фотомодели с причёсками всех цветов радуги, наглядно опровергающие поэта, который утверждал, что в России удастся «сыскать едва ли две пары стройных женских ног». (Интересно бы, кстати, узнать, каков процент покупателей того или иного софта, которых подвигла его приобрести именно такая реклама?) Тем не менее, нам, право же, грех жаловаться на отсутствие к себе внимания посетителей. Наши запасы дисков с дистрибутивами демоверсий программ пакета ЮристОфис™ и Клиент таяли прямо на глазах, и под конец мы начали всё это просто записывать на флэшки желающим. Со свистом исчезали с «прилавка» и информационные материалы. Два–три десятка посетителей пожелали выяснить подробности у дежуривших на стенде сотрудников; некоторые просили тут же, на месте, показать им работу программ. Приятно отметить, что большинство из них покидали нас, пользуясь языком советских СМИ 70–х годов прошлого века, «с чувством глубокого удовлетворения». И хотя, не будем лукавить, «бурные, долго не смолкающие аплодисменты» не звучали, но некоторые отзывы слушать было приятно.

Например, подошёл посетитель — юрист какой–то компании. «А, РеестрДоговоров? Интересно. Сейчас позову нашего программиста: он сам такую программу у нас сделал». Программист долго, придирчиво рассматривал экранные формы, щёлкал мышкой. «Ну что ж, — сказал. — «По–моему, очень неплохо». Взял наши материалы и пожелал успехов. Такая похвала, согласитесь, дорогого стоит. Или вот ещё два посетителя — «подёргали» ИскиПретензии и говорят: «Надо же: мы такой программы нигде не видали. Вы разработчики или дистрибьюторы?» — «Мы — разработчики. У нас и другие программы есть — тоже хорошие. Скажем, РеестрДоверенностей. Можем показать.» — «Вот молодцы! А что у вас за фирма?»

Среди наших посетителей — тех, что нам представились — и юристы, и программисты, и бухгалтеры, и преподаватели юридических дисциплин, и студенты, и москвичи, и приезжие издалека. Их не надо завлекать длинноногими девицами, фирменными пакетами и воздушными шариками. Они — профессионалы. Это — наш клиент.

 

сентябрь 2007

«Коробочная» версия нашей программы ИС РеестрДоговоров при выполнении процедуры регистрации договора в канцелярии бесхитростно присваивает новому договору в качестве регистрационного номера увеличенный на единицу номер предыдущего зарегистрированного программой договора. Однако , такое простое решение устраивает далеко не всех клиентов.

— Просим увеличить длину поля «Регистрационный номер», — пишет или звонит нам клиент.

— Зачем?

— Хотим включить в состав регистрационного номера код подразделения, которое является «куратором» договора.

— Но ведь эта информация уже записана в поле базы данных «Подразделение / отдел». Она отображается в «карточке» договора на странице «Основные сведения» и в таблице «Список договоров».

— Да, конечно. Но нам удобнее, чтобы, глядя на регистрационный номер, можно было сразу узнать, какое подразделение курирующее, а не открывать для этого карточку.

— Хорошо, сделаем. Заключайте договор о доработке программы.

Подумав, клиент говорит:

— А ещё сделайте так, чтобы каждый год нумерация договоров начиналась заново, с «единицы».

— Но тогда у вас в базе данных будут появляться разные договоры с одинаковыми регистрационными номерами. Это очень неудобно.

— Действительно… Тогда пусть каждый год формируется новая база данных.

— В этом случае вы лишитесь возможности, работая с базой данных текущего года, искать и просматривать записи о договорах прошлых лет — а ведь это часто требуется. И, к тому же, как быть с «переходящими» договорами, которые выполняются несколько лет подряд?

— Гм… Ну, тогда сделаем префикс или суффикс к регистрационному номеру, показывающий год заключения договора — и всё будет в порядке!

— Да, но регистрационный номер и так уже получается довольно длинным…

— Ничего!

Ладно. Добавляем в договор и эту позицию.

— Знаете, что: хорошо бы, чтобы в регистрационном номере как–то значился год окончания договора.

— Всё можно, но зачем? Он же записан в «карточке».

— Нам так удобнее.

Ну, раз удобнее, то оно конечно… Хотя длина регистрационного номера становится уже угрожающей.

— Теперь вот что: вставьте–ка в регистрационный номер код контрагента из справочника.

— ???

— А что? Знаете, как удобно: смотришь на номер договора — и видишь, с кем он заключён.

— А сумму договора вставить не хотите?

— О, отличная мысль! Приятно иметь дело с умным разработчиком.

Как скажете. Хозяин–барин… Правда, поле «Регистрационный номер» теперь с трудом вписывается в ширину экранной формы, а уж на бумажном бланке договора его приходится писать и вовсе в две строки.

Сутки тишины. А потом — звонок.

— Нам, право же, неловко, но наш главный бухгалтер считает, что в регистрационном номере договора обязательно должен значиться код статьи финансового плана, из которой будут проводиться оплаты договорных обязательств. Не пугайтесь: этот код займёт совсем немного места — всего четыре группы цифр, разделённые точками. И ещё объём средств на этой статье. Да, и ещё код вида договора: ну, там купля – продажа, поставка оборудования, аренда помещения…

— Да это же всё значится в «карточке»!

— Мы понимаем, но главный бухгалтер…

И тогда мы переходим в контрнаступление.

— Нет. То, что вы предлагаете, сделать невозможно.

— Почему? Мы заплатим.

— Нет, это принципиально невозможно. Ни за какие деньги. Наука это запрещает.

— Как наука? Какая наука?

— Теория информации. В соответствии с теоремой Винера – Колмогорова* энтропия информационного кода, входящего в ваш регистрационный номер, оказывается столь огромной, что количество информации, которая содержится в этом коде, становится равным нулю. Иными словами, из такого регистрационного номера невозможно извлечь никакой полезной информации — только шум.

— А велика ли получается эта, как её, энтропия?

— Где–то порядка миллиона.

— А сколько нужно?

— Для надёжной работы — не более десяти.

Клиент умолк и надолго задумался. Через несколько дней прислал E– mail. «Уберите код вида договора. Какая теперь энтропия?»

«Сто тысяч», — отвечаем. — «Кошмар».

«Уберите код статьи финплана и объём средств на ней. А теперь — сколько?»

«Теперь — десять тысяч. Уже лучше. Но всё равно очень много».

«Уберите контрагента и сумму договора».

«Энтропия — тысяча. Работать можно, но трудно: уровень шума великоват».

«Снимите год окончания договора».

«Становится намного лучше. Энтропия приближается к ста».

«Знаете, что: уберите код подразделения, префикс года и сделайте сплошную нумерацию!»

«О, вот теперь энтропия — восемь с половиной. Программа будет работать просто отлично!»

Заказчик облегчённо вздохнул и щедро оплатил выполненные нами доработки программы. Вырученные средства были вложены нашей фирмой в дальнейшее развитие научных исследований и поиски новых направлений их практического применения.

_____________________________________

*А может быть, согласно теореме Шеннона – Хинчина: кто ж их знает…

 

март 2007

Кому нужен договор сопровождения программного продукта — разработчику или заказчику?

В конце 2005 года Гематологический научный центр РАМН приобрёл у нас относительно новый программный продукт — ИС РегистрКорреспонденции. Заказчик оплатил несколько занятий для обучения персонала канцелярии, а от заключения с разработчиком договора о техническом сопровождении ИС на 2005 – 2006 г.г. отказался, заявив, что преодолевать трудности, ежели они возникнут, сотрудникам помогут работники отдела информационных технологий.

В начале марта 2007 г. руководство Заказчика неожиданно обратилось к нам с просьбой срочно заключить договор сопровождения и как можно скорее приступить к оказанию помощи сотрудникам канцелярии в организации работы с программой. На месте выяснилось, что в работу с базой данных вовлечено большое количество исполнителей — руководителей и сотрудников различных профильных подразделений медицинского центра, одни из которых отдают задания по работе с входящей и исходящей корреспонденцией, другие выполняют эти задания, но никто из них реально не является пользователем ИС. Вводом всей информации в базу данных и её обработкой, а также контролем исполнения поручений занимаются две сотрудницы канцелярии, которые одновременно выполняют и обычные обязанности — принимают и отправляют почту, регистрируют документы, передают их в подразделения, ведут журналы и т.п. Изучать сопроводительные документы ИС в таком режиме работы им, естественно, было просто некогда. В результате база данных заполняется неправильно, и поэтому использовать её для управления процессом обработки документов и, в частности, контроля исполнения поручений, невозможно.

Договор сопровождения заключён. Разумеется, разработчик наведёт требуемый порядок в базе данных, выполнив необходимые updates, и постарается обучить пользователей работе с программой в соответствии с руководством и регламентом. Было бы, однако, гораздо лучше, если бы Заказчик обеспечил надлежащее сопровождение ИС сразу после её приобретения, а не полтора года спустя.

Старое — не значит негодное.

Несколько лет назад весьма крупная московская компания МГУП «Водоканал» купила у нас ИС РеестрДоговоров версии 3.1, выпущенную в конце 90–х годов. За прошедшее с тех пор время разработчиком были представлены на рынок версии программы 4.0, 4.12, 5.0. Но желание обновить свою программу Заказчик изъявил только что.

Нас радует не только то, что Заказчик не стал дожидаться, когда мы сделаем шестую или седьмую версию программы, а остановился всего лишь на пятой. Приятно, что, несмотря на множество добавленных за три года новых усовершенствований и «примочек», программа ИС РеестрДоговоров в своей основе столь хороша, что и версия трёхлетней давности до сего дня способна удовлетворить требованиям серьёзного и взыскательного клиента.

У нашего сайта новый дизайн!

Весна — время перемен. Когда расстаешься со старым и с волнением ждешь чего-то нового. Поздравляем наших нынешних и будущих клиентов с весной! Удачи вам во всех начинаниях и большого счастья!

Коллектив компании ЮристОфис™